Техника движения вперед
Железные правила
Восемь железных правил для родителей
Наши удачи и успешность, так же как комплексы и неудачливость, во
многом растут из детства... Сегодня мы родители. Как окрылить ребенка?
Как сделать так, чтобы школа, учеба и общение стали ему в радость? Мы
спросили совета у Веры Пузько, профессора кафедры педагогики и
психологии развития МГУ им. Невельского.
1. Родительство - это специальность, потому надо читать и
просвещаться. И тратить на ребенка время! Мы получаем профессиональные
знания, затрачивая на это немало сил. Быть родителем - не меньшая наука,
и значит, нужны знания. Родители оправдываются: некогда заниматься с
детьми, надо зарабатывать. Как психолог не принимаю таких оправданий:
если мы оставим поле невозделанным на год, оно зарастет сорняками. Так
же и с детьми: если не культивируем возможности ребенка, получим
«сорняковое поле»... Когда ребенок поступает в школу, кто-то из семьи
должен быть с малышом, быть может, поступившись карьерой. Сколько? Как
позволят обстоятельства, но лучше подольше. Может, даже целый год.
2. Записывая ребенка в первый класс, проконсультируйтесь со
школьным психологом. И чем раньше, тем лучше: пусть он протестирует,
готов ли малыш учиться, насколько созрел физически и психологически,
сформировалась ли мотивация к учебе, сможет ли высидеть все уроки
сосредоточившись, легко ли ему будет общаться со сверстниками. Психолог
может дать дельные рекомендации специально для вашего малыша.
3. Будьте включенными во все, что происходит с ребенком! И не
забывайте позаботиться о его эмоциональном самочувствии. По нашим
исследованиям, большинство детей испытывает острый эмоциональный голод в
своих семьях, им недостаточно проявляемой родителями заинтересованности
в их жизни. Уже в старших классах подросток будет стараться держать
дистанцию и не пускать родителей в некоторые сферы своей жизни - имеет
право! Но младшие школьники нуждаются в эмоциональных отношениях с
родителями. У первоклассника стоит интересоваться, удалось ли ему с
кем-то подружиться, есть ли контакт с учителем, как он себя чувствует в
классе и на переменках. Понаблюдайте, не проявляется ли школьная
тревожность у более старших ребят (бледность, тошнота, недомогание).
4. Никогда не сравнивайте своего ребенка или подростка с другими
детьми или с самим собой! Принимайте и уважайте его индивидуальность. Не
настаивайте, чтобы учитель первые два года учебы в школе ставил оценки -
это весьма травматично для детей и нарушает их мотивацию к учебе. У
ребенка могут быть не ваши темперамент, наклонности, но он и должен быть
самим собой. Такие фразы, как: «Я в твоем возрасте была такая быстрая, а
ты...» или «Посмотри, вот Ваня как решает!» - необыкновенно ранят,
формируя хроническую неуспешность. Лучше сказать так: «Ты еще читаешь по
слогам, не все люди научаются читать быстро, мне давалось это с трудом,
и у тебя получится!». Или так: «Посмотри, вчера у тебя было так много
ошибок, а сегодня ты написал грамотно и чисто!». Лучше сравнивать
достижения самого ребенка, поддерживая его рост.
Кстати, школьная тревожность нередко имеет корни в семье:
амбициозные родители хотят с помощью успехов ребенка реализовать свои
амбиции. В таких случаях они спрашивают: «Твой ответ был лучшим в
классе? Ты был лучше всех?». Непосильные требования могут обернуться для
ребенка неуверенностью и неуспешностью.
5. Если вы замечаете, что учебная деятельность у школьника упорно
не складывается, подчеркните его достижения и таланты в других областях!
Самое главное, мы должны понимать, что школьное обучение вовсе не
охватывает все разнообразие жизни и способности людей. Может быть,
ребенок талантлив в спорте? В музыке? В пении? Есть люди, талантливые в
общении и дружбе - они могут быть замечательными друзьями. Другие
обладают экономической предприимчивостью, кто-то проявляет христианские
черты милосердия и доброты, и это тоже талант! Помню девочку, которая
три раза сидела в первом классе, писала с ошибками, но ее тетрадки
выглядели изумительно - у нее был настоящий гений аккуратности. Плюс к
тому она была мила и деликатна - разве это не особые способности? Так
что стоит ценить и развивать любые таланты ребенка, даже если они не
вписываются в школьную программу.
6. Верьте в своего ребенка! Ничто так не развивает личность, как
вера родителей в возможности ребенка. Такая вера сквозит в выражении
лица и жестах участия, в словах поддержки и взгляде, полном любви.
7. Устраивайте для ребенка семейные праздники! Например, почему бы
не отпраздновать первый месяц учебы в школе? Первую пятерку как важное
событие, окончание четверти? В такой день можно устроить выезд в лес или
пригласить его друзей. Личный праздник - великая поддержка для ребенка.
8. Радуйтесь жизни вместе с ребенком! Собственно, каждый из нас нуждается в этом...