| |
Вход
(3496) 43 31 95, (922) 285 000 1
noyabrsk-wtf@yandex.ru
ICQ: 146 986 351
Доп.направления
Федерации:

Техника движения вперед

Смысл физкультурной деятельности

Главная » Теория » Смысл физкультурной деятельности

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЙ СМЫСЛ

ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО).

автор Тверских В.В.

 

Системообразующей характеристикой любой деятельности является ее цель. Основная цель физического воспитания студентов на основе тхэквондо с оздоровительной направленностью состоит в формировании готовности направленного использования разнообразных средств тхэквондо для сохранения и укрепления здоровья, психической подготовки и самоподготовки к будущей профессии.

Основываясь на результатах проведенного теоретического анализа, готов­ность к здоровьесберегающей физкультурной деятельности (ЗФД) мы рассматриваем как необхо­димую составляющую общей готовности студентов к самостоятельной жизни.

Под готовностью к ЗФД  мы понимаем состояние психики студента, основанное на знаниях, умениях, навыках, мотивах и потребностях здоровьесбережения, которое проявляется в осознании необходимости направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, осознании способов достижения определенного уровня функциональных и двигательных способностей.

В ходе исследования нами разработана модель физического воспитания студентов на основе тхэквондо с оздоровительной направленностью с учетом  соответствующих этой сфере подходов, принципов и рекомендации по моделированию педагогических явлении (В.И. Загвязинский, Г.Н. Сериков, А.Я. Найн и др.)  

Рис. 1. Модель физического воспитания студентов на основе тхэквондо

с оздоровительной направленностью

При построении модели мы использовали синергетический подход, раскрывающий принципы развития самоорганизующихся систем. Согласно синергетическому подходу среда, в которой способности студента могли бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью. Неопределенность стимулирует поиск студентом собственных ориентиров, а многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Помимо синергетического подхода, мы использовали личностно-деятельностный подход, который в нашем исследовании составляет основу учебного процесса, определяет мобилизацию мотивационно-потребностной  сферы личности в единстве когнитивного, деятельностного и волевого компонентов. 

Опираясь на результаты анализа имеющихся источников, мы считаем необходимыми и достаточными компонентами готовности студентов  к ЗФД с позиции физической культуры личности: мотивационно-потребностный, когнитивно-рефлексивный,  операцинально-деятельностный,  волевой.

Качественное своеобразие содержания готовности студентов к ЗФД определяется не простым составом ее компонентов, поскольку они являются инвариантными по отношению ко всем видам готовности, а качественным своеобразием наполнения содержания каждого из них.

Мотивационно-потребностный компонент. Цель его функционирования заключается в побуждении, направлении студента к занятиям тхэквондо, осознанном принятии им жизненных ценностей, формируемых на основе корейской философии и применяемых в тхэквондо для максимального использования возможностей человека. Содержание компонента составляет система мотивов здоровьесберегающего поведения, проявляющихся в выборе средств тхэквондо. По мере изучения и освоения техники тхэквондо у студентов появляется чувство безопасности, осознание способности защитить себя и уверенность в своих силах. Практическая ценность заложена в движениях, составляющих технику (это справедливо и для самозащиты, и для формальных упражнений, и для спарринга - все эти формы работы улучшают здоровье и физическое состояние).

Когнитивно-рефлексивный компонент. Целью этого компонента является обеспечение ЗФД необходимой ориентировочной основой в виде знаний и представлений, а также актуализация критического отношения студента к процессу и результатам своих занятий тхэквондо. Содержание компонента составляют: знание норм и требований здорового образа жизни, способов комплексной регуляции организма в процессе занятий тхэквондо. По мнению Ли Сун Ман и Рике Гэтэйн, осознание связи человека и природы основано на трех идеалах тхэквондо. Первый идеал - технический - основан на практическом аспекте занятий (например, близость к природе, достижение состояния медитации с помощью правильного дыхания на свежем воздухе). Именно этот идеал воплощается в реализации второго компонента. Практическая польза тхэквондо состоит в способности защитить себя без оружия, в улучшении здоровья и гармоничном развитии личности в процессе тренировок.  

В целом ряде исследований показано, что особенности рефлексии обусловливают характер занимаемой человеком личной позиции по отношению к выполняемой им деятельности.  Позиция является осознанной жизненной ориентацией, выражает духовно-смысловую заряженность деятельности, в которой востребована и задействована личность (В.А. Петровский, 1992; А.И. Пригожин, 1989; В.А. Сластенин, 1997).

Тхэквондо - это не только система механических движений, но и система развития сознания, в которой основополагающее значение придается развитию моральных качеств и духа, необходимых для успеха. В результате тхэквондо не только дает хорошее здоровье и физическую форму, но и развивает уверенность в себе, формирует самодисциплину и выдержку.

Операционально-деятельностный компонент. Его цель - сознательное овладение практическими умениями и навыками ЗФД. Содержание компонента составляют: умения применять на практике различные средства тхэквондо, методы диагностирования своего физического и психического состояния, способы снятия утомления и переутомления средствами восточных оздоровительных систем во время физической и умственной деятельности, умения прогнозировать свое физическое и психическое состояние, проектировать индивидуальные маршруты ЗФД.

Овладение искусством Му Юэ - это второй идеал тхэквондо, означающий, что искусство основано на единстве сознания и души, отражаемом в действии. Это совершенство движений, достигаемое за счет концентрации и самоконтроля.

Волевой компонент.  Его цель заключается в сознательном и преднамеренном управлении студентом здоровьесберегающим поведением и деятельностью по сохранению и укреплению личного здоровья в направлении или сдерживании (саморегуляции) своих действий, исходя из индивидуальных задач и требований этой деятельности. Философская концепция - это третий идеал тхэквондо, согласно которой теория и действия должны приводить к улучшению образа жизни. Основная цель развития в этом направлении - превратить интровертное сознание (контролируемое окружением) в экстравертное  (контролирующее окружение).

Для полноценного функционирования воли необходимо предвидеть события, прогнозировать действия различных факторов, распределять внимание и усилие, что осуществляется через управление и саморегуляцию (М. Брихцин, 1989; В.И. Селиванов, 1992). Содержание компонента составляют волевые качества, волевые действия и волевые усилия, которые определяют характер организации и способность студента к самоорганизации деятельности по сохранению или укреплению личного здоровья. Внешне это проявляется в том, что деятельность субъекта имеет тенденцию к целесообразности, качественности, эффективности, несмотря на постоянно изменяющиеся условия ее протекания: внутренние состояния, эмоциональные переживания, колебания мотивации, усталость и т.д.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.В. Тверских

 

В число основных условий физического воспитания, обеспечивающих готовность студентов к ЗФД на занятиях тхэквондо, входят: интеграция теоретического, методического и практического разделов программы; погружение студентов среду активного воздействия образовательных, учебно-тренировочных и внеучебных физкультурно-спортивных форм занятий; обучение организации своего поведения на основе развития умений целеполагания и проектирования самостоятельных занятий тхэквондо; обеспечение обратной связи посредством организации контроля и самоконтроля.

Проектирование содержания готовности студентов к ЗФД основывается на поэтапном формировании компонентов этого личностно важного психического свойства обучающихся. В соответствии с этим, опи­раясь на имеющийся опыт и специфику исследования, нами вычленяются следующие три этапа в формировании готовности: диагностики и ориентации, действенно-преобразующий, рефлексивно-поведенческий.

На первом этапе - диагностики и ориентации - у студента формируется осоз­нание системы ценностей тхэквондо, отражающих совокупность концепций философии Востока, убеждение в необходимости интегрировать социальные требова­ния и личностные притязания. Определив приоритетную для себя цель на основе результатов диагностики состояния личного здоровья, студент приступает к проектированию индивидуального маршрута ЗФД, выбирает и осваивает доступные для него на данный момент специальные упражнения из пяти основных дисциплин тхэквондо (кибон доньчжак, пхумсэ, кйоруги, хосинсуль, кйокпха) или выбирает для изучения только отдельные дисциплины. Для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, а также для комплексной регуляции организма в индивидуальные программы включаются различные в зависимости от диагностических показаний упражнения оздоровительной гимнастики таньчжон хохыппоп. Для изучения здоровьесберегающих технологий студент выбирает тему реферативной работы, планирует для себя участие в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Данная технология предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных форм, средств и методов обучения, а с другой - интегрирование знаний и умений в области тхэквондо при внедрении результатов проектов в учебно-тренировочный процесс.

Второй этап - действенно-преобразующий - направлен на присвоение понятийно-гностической составляющей двух фундаментальных систем ценностей, связанных с корейской философией. Практические и идеологические ценности формируют истинный дух тхэквондо. Совмещение этих двух систем ценностей с физическими тренировками в зале (доджан) обеспечивает ученикам атмосферу мира и уверенности в себе. На этом этапе студенты, выбравшие для изучения, например дисциплину хосинсуль - боевое взаимодействие и самооборона, по мере изучения техники вырабатывают осознание способности защитить себя, применяя силу только в минимальных пределах - исключительно для контроля над ситуацией. Для данного этапа характерным является субъективазация норм поведения, принципов и критериев физического воспитания. У студента формируется (или меняется) система ценностных ориентаций, происходит своеобразная «переоценка» ценностей.

Третий этап - рефлексивно-поведенческий - связан с закреплением полученных знаний на поведенческом уровне. На этом этапе студенты занимаются тхэквондо самостоятельно, одни - с целью функционального укрепления своего организма, другие, наряду с этим - с целью выполнения контрольных нормативов и аттестационных требований на ученические степени в системе тхэквондо ВТФ. Для этого этапа характерна сформировавшаяся у студента убежденность в необ­ходимости следования социальным нормам, с одной стороны, и внутриличностным ориентирам на саморазвитие и самосовершенствование - с другой.

Обозначенные выше этапы не изолированы, напротив, они взаимосвязаны, взаимодополняя и оказывая влияние друг на друга.

 Критериями успешности реализации модели здоровьесберегающей технологии физического воспитания студентов на основе тхэквондо являются: эмоционально-личностный критерий (хорошее самочувствие, активность и настроение, позитивная мотивация занятий тхэквондо); информационный критерий (физкультурно-спортивные знания, включающие историю и философию тхэквондо; осознание системы ценностей физической культуры в т.ч. тхэквондо); деятельностный критерий (физкультурно-спортивные умения и навыки по основным дисциплинам тхэквондо, самостоятельность и активность в применении средств тхэквондо); оценочно-результативный критерий (физическое здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, морально-волевые качества);

Уровни готовности студентов к ЗФД определяются в зависимости от степени их активности - пассивности, педагогического управления, организации, соуправления и самоуправления, а также от характера деятельности (репродуктивной - продуктивной).

Представленная модель носит открытый характер, постоянно развивается и  при необходимости может пополняться новыми компонентами.

Таким образом, процесс физического воспитания студентов на занятиях тхэквондо приобретает здоровьесберегающий смысл, представляет собой диагностику функционального состояния организма и последующую работу по проектированию индивидуального маршрута ЗФД, направленного на гармонизацию глубинной, сущностной составляющей личности - ее духовности - с моральной, социально детерминированной подструктурой - нравственностью, обусловливающей реализацию их «я» в обществе.

Авторская справка

          Тверских Владислав Владимирович; 23.07.1981; кандидат педагогических наук; старший преподаватель ЦОФК; Тюменский государственный университет.

 

 

Новости
16.08.2017 Новый набор 2017-2018 год >>
11.09.2016 Набор в группы Тхэквондо 2016-2017 >>
07.02.2016 Новый набор на занятия по Тхэквондо >>
19.08.2015 Расписание тренировок на 2015-2016 гг >>
06.10.2014 Новое расписание тренировок в г. Ноябрьске >>

Все новости
Спонсоры

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player